Критерии и показатели нервно-психического развития детей раннего возраста. Методика проведения диагностических обследований.

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии,творчества.
В.А. Сухомлинский

Предисловие

Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Это период становления функциональных систем детского организма, формирования функций высшей нервной деятельности, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Психолого-педагогические особенности развития
детей раннего возраста (1 - 3 года)

Остановлюсь немного на характеристике ребенка раннего возраста. Возраст от 1 года до 3 лет - период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи.

Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии - овладение окружающим предметным миром.

Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными.

На втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов.

В раннем детстве предмет становится для ребенка не просто объектом восприятия, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления.

Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями с предметом, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

ВВЕРХ

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок самостоятельно не может понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но не понимать ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, должен взрослый.

Усвоение ребёнком свойств предметов не означает, что ребенок станет употреблять их только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок, тем не менее, может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение назначения предмета от действий с ним.

Выделяют три фазы развития действия с предметом:
с предметом могут выполняться любые действия;
предмет употребляется только по назначению;
свободное употребление предмета возможно в том случае, когда известно его истинное назначение.
Психолог Д.Б.Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:
Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
Развитие ориентации ребенка в условиях осуществления действия.
Она проходит несколько этапов.
Первый этап состоит:
в не специфическом использовании орудий (манипуляция предметами);
в использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например: ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;
в овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет. Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с действиями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие действия больше всего подходят к конкретному предмету.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их использования, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В период раннего детства особенно интенсивно происходит развитие речи. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка. Если к возрасту 1 года ребенок почти не говорит, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то у детей в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев быстро растёт словарь понимаемых слов, т.е. легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением.

В этом возрасте ребёнок легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. В лепете ребёнок интонационно отражает речь взрослых - «монологи». Запас слов приближается к 30. Некоторые слова начинают принимать обобщенный характер, например, словом «собака» он обозначает любую собаку (черную и белую, живую, игрушечную, нарисованную на картинке, маленькую и большую).

Ребёнок от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 мес.- 2 лет понимает значение, т.е. смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта, легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова, фразы.

Словарь употребляемых ребёнком слов быстро растет и концу второго года увеличивается до 300. Речь становится эмоционально выразительной, и средством общения со взрослыми.

От 2 до 3 лет в словарный запас ребёнка входят все части речи. Словарь быстро нарастает до 1200-1500 слов. Ребёнок говорит сложными фразами, рассказывает об увиденном несколькими предложениями, но отрывочными. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при произнесении слов дети ориентируются, в первую очередь, на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуляции или звучанию.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Дети очень быстро растут. И если в первый год развитие идет гигантскими шагами (от «лежачего» грудничка до ползающего, топающего карапуза), то следующие два года развитие идет скачками и что же должен (может) уметь ребенок вызывает множество вопросов.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка. Дети очень быстро растут. И если в первый год развитие идет гигантскими шагами (от «лежачего» грудничка до ползающего, топающего карапуза), то следующие два года развитие идет скачками и что же должен (может) уметь ребенок вызывает множество вопросов.

Например: молчал, молчал (или говорил «на своем» языке), вдруг начал говорить понятно, да еще и предложениями.

Эти скачки называют эпикризными сроками.

Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки (с 1 года до 2 лет – это каждые 3 месяца, (1год, 1г. 3мес., 1г.6мес., 1г. 9 мес., 2 года). С 2 до 3-х лет – это 6 месяцев (2 г. 6мес., - 3 года).

В связи с тем, что развитие детей идёт не просто скачкообразно, но и индивидуально именно поэтому составной частью системы учебно-воспитательной работы с детьми раннего возраста в дошкольном учреждении является контроль за развитием детей.

Цель его, прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы.

При этом устанавливают правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить индивидуальный уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле развития. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий, необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии.

На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем-один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.

Что же должно оцениваться во время проведения контроля за развитием детей?

Прежде всего, состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение малыша. Одновременный контроль по указанным параметрам развития дает возможность провести комплексную оценку здоровья и поведения ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка.

Каковы методы контроля психического развития детей раннего возраста?

Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу развития ребенка). Для опроса родителей используется: анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»
ФИО ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Сколько полных лет__________________________________________________________
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Подавленное – 1 балл
Как ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.) ?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 часа – 3 балла
1 час – 1 балл
Какой аппетит у вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится ли ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку, сосет палец, раскачивается (указать другое) – 1 балл
Нет – 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как переносит ребенок разлуку с близкими?
Переносит легко – 3 балла
Переносит тяжело – 1 балл
Есть ли у ребенка эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла
Прогноз адаптации:
55 – 40 баллов – готов к поступлению в ДОУ;
39 – 24 балла – условно готов;
23 – 16 баллов – не готов к поступлению в ДОУ
Метод наблюдения в группе за поведением детей.

Для этого заполняется адаптационный лист. Лист адаптации представляет собой форму отслеживания внешних поведенческих проявлений психологического дискомфорта и возможного нарушения здоровья ребенка в период адаптации к условиям ДОУ. Заводится на каждого ребенка, заполняется воспитателем ежедневно в течение первых 10 дней пребывания ребенка в группе. По каждому параметру адаптации выставляется определенное количество баллов в соответствии со шкалой оценки наблюдаемых параметров. Затем подсчитывается общая сумма баллов и сравнивается с количественными показателями уровня адаптации.

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя ребенка:__________________
Возраст:_________
Группа:_________
Дата начала наблюдений:____________
Оценка наблюдаемых параметров:
5 баллов – высокий уровень;
4 балла – без особенностей;
1 балл – наличие проблем;
0 баллов выраженные трудности.
Параметры адаптации1-й день2-й день3-й день4-й день5-й день6-й день7-й день8-й день9-й день10-й день
1Приход в группу          
2Прием пищи (аппетит)          
3Температура тела          
4Состояние желудочно-кишечного тракта          
5Дневной сон          
6Эмоциональное состояние          
7Контакт с чужими взрослыми          
8Контакт с детьми          
9Соблюдение правил          
10Соблюдение правил          
11Включенность в задания учебного типа          
12Приход родителей          
13Освоение возможного пространства          
 Сумма баллов:          
Количественные показатели уровня адаптации:
52 – 65 баллов – высокий уровень адаптации;
42 – 51 балл - средний уровень адаптации;
29 – 41 балл - средне-низкий уровень адаптации;
13 – 28 баллов – низкий уровень адаптации;
0 - 13 баллов – признаки патологической болезненной адаптации.

Метод диагностики психического развития ребенка.

От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в определенной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком. Взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его.

Обычно дети с большим интересом относятся к такому занятию. Однако, поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он дол-жен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую — на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, его нужно похвалить.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций.

За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.

Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году— 1-й квартал, на третьем году— 1-е полугодие).

Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризных срока;

Четвертую - с еще большей задержкой — на три эпикризных срока.

Как же организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, воспитатель-методист, врач.

Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, воспитатель-методист проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает воспитатель-методист.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у воспитателя.

Для проведения диагностики нервно-психического развития подбирается рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни.

Хранится он в кабинете воспитателя-методиста по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

Воспитатель-методист имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам

В начале месяца воспитатель-методист дает назначения воспитателям групп, за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение (за детьми, возраст которых в текущем месяце достигнет эпикризного срока).

Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и воспитатель-методист передают свои назначения родителям и воспитателям групп.

Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.

Таким образом, контроль со стороны педагогов дошкольного учреждения, помогает выявить недочеты в работе, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно-воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки, что исключит трудности дальнейшего обучения.

Автор: Половинкина Елена Валентиновна