Формирование познавательной активности и системы знаний
по работе с компьютером у старших дошкольников.

Виртуальное путешествие по составляющим компьютера.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе

 

Программное содержание:
Познакомить детей с составляющими частями компьютера, учить узнавать и различать их и правильно называть. Развивать познавательные способности ребенка, учить сравнивать, выявлять сходства и различия, развивать тематическое мышление, логико-математическое мышление. Учить рассуждать , обосновывать и , в случае необходимости, отстаивать правильность своего рассуждения.
Развивать умение различать твердые и мягкие звуки, слушать и понимать, развивать восприятие на слух. Обогащать словарный запас словами – названиями предметов – составляющих компьютера, продолжать учить строить звуковую схему слова.


Развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их.
Создавать благоприятные условия для становления креативности , как базового качества личности старшего дошкольника. Воспитывать внимательность , активность, интерес к занятию.

Материал: ноутбук, карта-схема, загадки, карточки с заданиями.

Ход занятия.
Воспитатель. Дети, подходите ко мне, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, поздоровайтесь с ними. А сейчасприготовьтесь меня слушать. Вы у меня такие любознательные и я предлагаю совершить путешествие в будущее, к Алисе Селезневой из мультфильма «Тайна третьей планеты». Сейчас выясним маршрут.
Воспитатель подходит к ноутбуку, включает его, на мониторе надпись «Помогите!»
Воспитатель. Посмотрите, видимо что-то случилось. Алиса нас просит о помощи. Давайте прочитаем, что она нам пишет.
Читают. Дорогие ребята! Помогите, пожалуйста! Вирус разъединил все части компьютера и разбросал их по планете Земля.
Воспитатель. Что же мы будем делать?
Дети. Надо отправляться в путешествие и собрать все части компьютера.
Воспитатель. Но не все так просто, для того чтобы собрать все части, нужно выполнить задание, а они не из легких.
Еще Алиса нам прислала карту-схему поиска. Давайте рассмотрим ее внимательно. Что вы на ней видите?
Дети. Море, горы, лес, небо.
Воспитатель. Послушайте меня внимательно. Для того, чтобы найти необходимые части нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие, а все задачи мы будем выполнять в учебной зоне нашей группы.
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту-схему. С какой цифры мы начнем выполнять задания.
Дети. С цифры 1.
Воспитатель. Под каждой цифрой есть конверт с загадкой той части компьютера, которую нам нужно найти. Найдите цифру 1 и снимите конверт.
Дети выполняют, воспитатель открывает конверт.
Воспитатель. Дети, если вы верно угадаете загадку, вы узнаете, какую часть компьютера будем искать с вами. Слушайте внимательно.
На столе он перед нами,
на него направлен взор,
подчиняется программе,
носит имя... (Монитор)
Воспитатель. Верно, это монитор. А кто нам расскажет, для чего он нужен?
Дети. Монитор - это самая чудесная часть компьютера. Он похож на телевизор, но  может показать все, что пожелаешь. На нем можно посмотреть различные передачи.
Дети. Еще на нем можно рисовать, с помощью его читать, отправлять письма по электронной почте.
Воспитатель. Согласно нашей карте-схеме, за монитором надо отправиться на небо. С помощью какого  транспортного средства мы сможем попасть на небо?
Дети. На звездолете, ракете, самолете.
Воспитатель. Но, чтобы наш звездолет смог взлететь, надо запустить бортовой компьютер. А для этого каждый из вас должен выложить цифровой ряд от 1 до 10 из карточек, лежащих на столах в учебной зоне.
Подойдите к столам и начинайте работу.
Работа детей.
Воспитатель. Молодцы, можно начинать обратный отсчет.
Дети. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Поехали!
Дети закрывают глаза, под звук звездолета осуществляют виртуальное путешествие на небо.
Воспитатель. Приехали, все на месте, никто не отстал. Ладно. А вот и наше первое задание. Посмотрите, что нарисовано?
Дети.  Монитор, но его не закончили рисовать.
Воспитатель. Как вы думаете, что в этом задании нужно выполнить?
Дети. Соединить звезды.
Воспитатель. Как соединить?
Дети. Надо соединить звезды в прямом порядке
Воспитатель. Займите места в учебной зоне и начинайте выполнять задание.
Дети выполняют, воспитатель следит за выполнением задания детьми.
Воспитатель. Я вижу все выполнили задание, но чтобы проверить, все ли выполнили его верно, нужно вернуться на землю. На экране ноутбука при верном выполнении задания должна появиться часть компьютера, которую мы нашли.
Воспитатель. Займите, места на звездолете, даем обратный отсчет. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Поехали.
Дети закрывают глаза, под звук звездолета осуществляют виртуальное путешествие домой.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли выполнено первое задание.
На экране появляется монитор.
Воспитатель. Как вы думаете, правильно выполнили вы задание?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети, что нам дальше показывает карта-схема, под какой цифрой следующее задание?
Дети. Под цифрой 2.
Воспитатель. Где мы должны искать задание?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как можно попасть в лес.
Дети. На автомобиле, электричке, поезде.
Воспитатель. Мы отправимся в лес на поезде, а за какой частью компьютера, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Сохраняет все секреты
«ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом.
Что за «зверь?» ... (Системный блок)
Воспитатель. Прежде чем отправиться в лес проверим ваши знания о живой природе, растения. Подойдите к столам и выложите последовательность роста растений с помощью карточек.
Работа детей.
Воспитатель. Молодцы, задание выполнено верно. Займите места в поезде. Наш поезд отправляется. Закройте глаза. В путь, в лес.
 Дети закрывают глаза, под звук поезда осуществляют виртуальное путешествие в лес.
Воспитатель. Наш поезд довез нас в лес, и прежде чем мы начнемвыполнять задание, кто мне расскажет о системном блоке.
Дети. Настоящим королем компьютера является системный блок. Онпоэтому и главный, не только объединяет все части, но и управляет  всем.
Дети. Относиться к нему надо бережно, с уважением. Никогда без взрослых  не включать и не выключать.
Воспитатель. Верно. А для выполнения задания вам нужно разделиться на три команды по четыре человека. Пообщайтесь между собой, и станьте по командам.
Дети общаются между собой, делятся на команды.
Воспитатель. Вот задание. Вам нужно найти и посчитать спрятанные предметы. Подойдите к столам и начинайте работу.
Работа детей в командах.
Воспитатель. Для проверки выполнения задания отправляемся назад. Займите места на поезде
Дети закрывают глаза, под звук поезда осуществляют виртуальное путешествие домой.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.
На экране появляется  системный блок.
Воспитатель. Как вы думаете, верно выполнили вы задание?
Дети. Да.
Воспитатель. Смотрим карту - схему. Следующий шаг под номером 3.Куда нам нужно отправиться за следующим заданием?
Дети. В горы.
Воспитатель. На каком транспортном средстве мы сможем добраться?
Дети. На самолете.
Воспитатель. А за какой частью компьютера, угадайте.
Нет, она – не пианино,
только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина,
знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура.
Имя ей ...(Клавиатура)
Воспитатель. Расскажите мне о клавиатуре, для чего она нужна?
Дети.Клавиатура - это подружка монитора, она всегданаходится перед ним. На ней множество клавиш с буквами и различными значками.
Дети.  Она нужна для того, чтобы набирать буквы, цифры, всевозможные знаки. На клавиатуре есть клавиши со стрелками. Они, как и клавиатура, могут передвигать своего друга курсорчика по экрану.
Воспитатель. Для того чтобы самолет набрал высоту, нужно выложить звуковой анализ слова «самолет».   -0-0=0
Подойдите к столам и выполняйте задание.
Работа детей.
Воспитатель. Так, молодцы, с заданием вы справились. Займите места в самолете, закройте глаза. Полетели.
3
Дети закрывают глаза, под звук самолета осуществляют виртуальное путешествие в горы.
Воспитатель. Вот и впереди горы.нас ждет слуховой диктант«Клавиатурный тренажер».
Садитесь все, у каждого из вас есть карточки, цветные карандаши. Приготовьтесь слушать и выполнять задания.
Дети садятся за столы.
Воспитатель.
1. Зарисуйте красным цветом клавишу «пробел»
2. Зарисуйте синим цветом клавишу Enter. Вы ужезнаете, что это клавиша ввода, окончание или начала работы.
3. Зарисуйте клавиши курсора в желтый цвет.
4. Напишите на верхней цифровой клавиатуре цифры от 1 до 9.
Воспитатель. Закончили работу, а как вы ее выполнили, проверим на мониторе ноутбука.
Приготовились для полета, летим домой.
Дети закрывают глаза, под звук самолета осуществляют виртуальное путешествие домой.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.
На экране появляется клавиатура.
Воспитатель.Ехали мы и летали, и немножечко устали.
Физкультминутка.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель. Хорошо отдохнули, но у нас еще остался ряд заданий.
Давайте посмотрим карту-схему. Под каким номером у насследующее задание?
Дети. Под номером 4.
Воспитатель. Слушайте загадку.
Скромный серый колобок.
Длинный, тонкий проводок,
Сверху на коробке,
Две больших кнопки.
У тебя есть книжка
А в компьютере ... (мышка)
Воспитатель. Для чего нужна компьютерная мышка?
Дети. Компьютерная мышка нужна для того, чтобы мы могли взаимодействовать с компьютером.  С её помощью можно выбирать любые  объекты на экране компьютера и управлять ими.
Дети. Еще можно о ней сказать, что это рука компьютера.
Воспитатель. Хорошо, дети, а посмотрите на карте, куда нам нужно за ней отправиться?
Дети. Нам нужно попасть к морю.
Воспитатель. Как мы можем это сделать, на каком виде транспорта можно попасть на море?
Дети. На автомобиле, автобусе.
Воспитатель. Да, мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. Но у нашего воображаемого автобуса прокололась шина. Нужно быстро подобрать такую ​​же заплату по рисунку протектора.
Подойдите к столам и выполняйте задание.
Работа детей.
Воспитатель. Так, молодцы, с заданием вы справились. Займите свои места. Поехали.
4
Дети закрывают глаза, под звук автобуса осуществляютвиртуальное путешествие к морю.
Воспитатель. Нас и здесь ждет задание, которое мы должны с вами выполнить.
Для его выполнения вам нужно разбиться вновь на 3 команды.
Дети разделяются, выполняют задание «Найди три отличия»
Воспитатель. Закончили работу, а как вы ее выполнили, проверим на мониторе ноутбука.
Приготовились для поездки домой.
Дети закрывают глаза, под звук автобуса осуществляютвиртуальное путешествие домой.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.
На экране появляется компьютерная мышка. Воспитатель. Молодцы, правильно выполнили задание.
Но осталось одно, последнее задание. Его мы не будем искать, так как оно находится в группе. А чтобы узнать какую часть компьютера нам нужно найти, слушайте загадку.
Он круглый и блестящий,
С пластинкоюпохож,
Но меньше он, изящней,
И современней все ж.
На нем хранится много
Всего, что ты захочешь.
Вот вставишь в дисковод его,
Читаешь все, что хочешь.
Что это?
Дети. Лазерный диск.
Воспитатель. Для чего он нужен при работе на компьютере?
Дети. Это оптический носитель данных, предназначенный для записи ивоспроизведения звука, изображения, буквенно-цифровой информации.
Дети. На нем можно записать с помощью лазерноголуча музыку, фильмы и посмотреть на компьютере.
Воспитатель.Верно, для того чтоб он появился на экране ноутбука нам нужно выполнить такое задание - «Найди лишнее».
Подойдите к столам и зачеркните лишнее.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Давайте проверим верно ли выполнено задание.
На экране ноутбука появляется лазерный диск.
Воспитатель. Хорошо дети, мы с вами сегодня поработали, наверноевы устали. Но мы сделали доброе дело, помогли Алисе собрать все части компьютера, которые разбросал вирус. А Алиса с помощью лазерного диска, на котором записана антивирусная программа, вылечит программу и выгонит вирус.
Воспитатель проводит анализ занятия.
Воспитатель. Ребята , вам понравилось наше путешествие.
Дети. Да.
Воспитатель. О чем мы закрепили знания? И кому мы помогли?
Дети. Закрепили знания о частях компьютера. Понравилось путешествовать виртуально. Помогли Алисе.
Воспитатель. В благодарность за то, что вы помогли Алисе, она прислала нам мультфильм о своих приключениях на Третьей планете. Но давайте сначала попрощаемся с нашими гостями и посмотрим приключения Алисы.